История и быт казаков Новолинейного района

Русская история степного Зауралья началась во второй четверти XVIII века, связана она с деятельностью «Оренбургской экспедиции» и созданием оренбургской укрепленной линии. Линия прикрывала юго-восточную границу российского государства от нападений киргиз-кайсаков (казахов) и джунгарских калмыков. Она стала весьма важным стабилизирующим фактором в отношениях между двумя кочевыми народами.
В XVIII веке Россия вплотную приблизилась к границам степного края. Однако продвижение в степь и её колонизация начались только через 100 с лишним лет, во второй четверти XVIII века. Оренбургская укрепленная линия разделила два враждующих народов – башкир и казахов. Тем не менее «неприязненные» отношения между ними не прекратились окончательно. Взаимные набеги продолжались, кочевники прорывались через границу, разоряли селения, угоняли скот и пленных. Очень часто объектом нападения становились и линейные станицы Оренбургского казачьего войска. Для того чтобы прекратить разбой на приграничной линии, русской администрацией было решено перенести границу вглубь степи на 100-150 верст и тем самым разъединить башкир и казахов окончательно. Идея переноса границы и создания широкой буферной зоны между башкирами и казахами принадлежала герою войны 1812 года графу Сухтелену Т.П., Оренбургскому генерал-губернатору. Перенесение границы сократило бы ее протяженность, что, в свою очередь, уменьшило расходы на ее содержание. Эта идея была воплощена преемником Сухтелена генерал-адъютантом Перовским В.А., другом А.С.Пушкина. Этот проект был одобрен императором Николаем I. Было решено, что защищать линию будут её обитатели, поэтому она должна быть заселена только лицами казачьего сословия. Сооружение линии планировалось осуществить за счет местных средств. Был создан комитет, который возглавил Перовский, в его состав вошли выдающийся филолог Даль В.И., служивший тогда на Оренбургской линии. Строительство линии предполагало отторжение и выселение казахов из Новолинейного района. Исход казахов освобождал эти земли, пригодные для земледелия для русского населения, приток которого ожидался российской администрацией. Казахское земледелие не поощрялось русскими властями, так как оно, по их мнению, причиняло экономический ущерб приграничным городам, жившим меновой торговлей со степью. Крупные центры торговли – Орск, Оренбург, Троицк. По товарообороту город Троицк занимал третье место в России. Застройка линии велась одновременно с севера и юга. Строительство линии продолжалась с 1835 по 1837 гг. новая пограничная линии состояла из 5 дистанций. Центрами дистанций были укрепления нового типа, которые иногда называют крепостями. На территории современной Челябинской области два таких центра – бывшая станица Николаевская и Наследницкая. Между поселениями располагалась кордонная стража на специально установленных редутах и пикетах с промежутком в 5 – 10 верст. Для наблюдения за степью пикеты оборудовались смотровыми вышками, система оповещения осуществлялась с помощью шестов, обвитых просмоленной соломой, которые в случае тревоги поджигались. Между поселениями было по 3 редута. Каждое укрепление окапывалось рвом и обносилось валом, точнее, земляным бруствером с воротами. В Николаевской и Наследницкой станице одновременно со строительством церквей были сооружены кирпичные ограды. Масштаб и форма последних позволяют отнести их, скорее к фортификационным сооружениям, чем к ограждению. Крепости имеют следующий вид:

Челябинская область. Варненский район. Посёлок Николаевка.

Челябинская область. Брединский район. Посёлок Наследницкий.



Сооружение вала было прекращено ввиду абсолютной бесполезности и дороговизны. Вместо этого между крепостями и редутами сооружался «сим»- это непрерывная контрольно-следовая полоса из ивовых прутьев, воткнутых обоими концами в землю. Объезжая «сим», казаки определяли по нарушенным участкам, в каком месте кочевники перешли границу. Названия поселениям давались в основном в честь императорской фамилии, а также по церковным праздникам, совпавшим с днем закладки укрепленного поселения. Межлинейные населенные пункты были пронумерованы от 1 до 32. названия поселков было акцией не стихийной, а административной, поддержанной на высочайшем уровне в Петербурге. В 1840г. Новолинейный район был включен в состав Оренбургской губернии.
Первыми поселенцами на Новой линии стали 550 оренбургских казаков, сотня уральских и тысяча башкир. Солдаты линейных батальонов из крепостных гарнизонов переводились в казачье сословие, получали 5 рублей подъемных и с семьями переселялись на Новую линию. Кроме великороссов, среди оренбургских казаков было немало потомков казаков украинских, проживавших компактно в станицах на Старой линии и сохранивших свой язык. Много казаков – украинцев было в поселке Амурском. Из Приуралья были переселены в казачье сословие мордва и нагайбаки. Они жили в станицах Мариинской и Наследницкой.
В поселках калмыки проживали отдельно от русских. Крещенные по православному обряду, калмыки фактически остались буддистами - ламаистами, продолжали придерживаться своего культа. По свидетельству жителей калмыки икон дома не держали: «Иконы у них под сараями валялись, а калмычата зимой катались на иконах с гор. Только в праздники, когда священник обходил дома, иконы устанавливались на нужное место, да и то, часто вверх ногами. На замечания священника хозяин-калмык отвечал: «Это же бог. Как захотел, так и встал». Калмыки были расселены совместно с русскими, мордвой и нагайбаками, но смешанных браков было мало, поэтому с момента поселения на Новой линии численность калмыков сокращалась: в 1843г. – 2358 душ, в 1883г. – 1204 чел. Станица – это сравнительно крупный населенный пункт, военно-административный центр. Совокупность населенных пунктов и земель, объединенных таким центром, называется «станичным юртом». Большинство поселков располагалось на северных берегах степных речек, исключение составляет п. Брединский Наследницкой станицы. Поселки в Новолинейном районе строились по плану. Многие имели площадь-плац, широкие параллельные улицы. Во всех крупных поселках были построены церкви и по две (мужская и женская) казачьи школы. Среди казачьего населения России Оренбургские казаки имели самый высокий процент грамотности. На площади проводили войсковые смотры и учебу казаков. Кроме того, площадь служила местом проведения ярмарок, устраиваемых в установленное время. Особенно славилась Наследницкая ярмарка, на которую приезжали из других станиц и поселков. Поселки делились на «концы», которые имели собственные названия. Они были связаны с первыми поселенцами. Так, поселок Наследницкий состоял из двух концов, один из которых назывался «Казаки», а другой – «Солдаты». Обычно Новолинейные поселки имели от сотни до трех сотен дворов. Дома первых поселенцев были двухкамерными (изба-сени), или даже однокамерными, сооружались из крупных лиственничных или сосновых бревен. Первое время строительного леса хватало, однако скоро казаки столкнулись с известным его дефицитом. Усложнилась планировка домов: появляются «изба - связь» (две избы через сени), «пятистенки», «шестистенки» и другие. Печь в доме находилась в «избе» - кухне слева от входа. Над входом располагались полати. Дома пятистенки имели 6-10 окон.
Мебель в домах была чаще всего самодельная. Стены, пол, потолок, оконные рамы не окрашивали, на праздники их скоблили и мыли, позднее кое-где стены стали оклеивать фабричными «шпалерами». Освещались дома лучинами и жировыми светильниками – «каганцами», замененными впоследствии керосиновыми лампами. Лесной дефицит заставил широко использовать в строительстве камень и глину. Из камня сооружались почти все хозяйственные постройки. Дома ставились теперь на высокие каменные фундаменты. Не редкостью были постройки из самана. Крыши у домов чаще всего были четырехскатные, тесовые, у зажиточных казаков железные, а у менее состоятельных хозяев – соломенные. Наличники украшались резьбой, дома не раскрашивались, имели естественный цвет дерева.
В казачьих поселках не было зеленых насаждений, огородов и садов, даже палисадники появились только в начале XX века. Огороды и бахчи находились по берегам рек. Первоначально земельный пай у казака составлял 15 десятин. Землю обрабатывали традиционными у всех русских орудиями, в начале XX века появились сельхозорудия заводского производства. Набор культур был тоже традиционным: зерновые, бобовые, овощи, бахчевые. Картошка появилась поздно, помидоров в большинстве поселков до середины XX века не знали вообще. Естественно, важную роль в казачьем хозяйстве играло животноводство. Доминирующее положение в животноводческом комплексе занимали породы КРС и лошади.
Шерсть и пух мелкого рогатого скота использовали для изготовления вязаной одежды, валяной обуви и войлока. Широкое распространение получило вязание из козьего пуха знаменитых на всю Россию оренбургских пуховых платков, которые в среде оренбургских казаков назывались «шалями» и изготавливались не только для внутреннего пользования, но и на продажу. Рычков (топограф, краевед Южного Урала) увидел, как казачки в станицах вяжут пуховые платки. Это привлекло его внимание. Он изучил ремесло пуховщиц. И написал о нем статью, в которой предлагал, по опыту казачек, употреблять козью шерсть (пух) для вязания платков. На заседании Вольного экономического общества были представлены ажурные паутинки, связанные женой Петра Ивановича Еленой Денисовной, которая за свои платки была удостоена Золотой медали и признана едва ли не изобретательницей Оренбургского пухового платка. Увидеть – это очень много. Видят - все, а увидит – один. Рычков увидел то, что, казалось бы, низко для науки. А для него ничто не низко. Ему все интересно. Чтобы заниматься наукой, ему не требовалось лабораторий, приборов и достойных науки проблем. Он на уровень науки поднял козий платок и тем платком прославил Россию.
Из овечьей и верблюжьей шерсти вязали шарфы, носки, чулки.
Рассматривая традиционную одежду оренбургских казаков, можно отметить использование полного комплекса казачьей формы в качестве праздничной одежды, отдельных ее элементов в качестве повседневной. По полной форме казаки одевались только по большим церковным праздникам, всего несколько раз в году. В остальное время носили рубахи, чаще всего косоворотки. В начале XX века появляются костюмы- «пары» и «тройки». Казачки носили сарафаны, вытесненные на рубеже веков юбкой и кофтой. Демисезонной одеждой у женщин были различные пальто городского кроя. Мужчины носили кафтаны, поддевки, иногда шинели. Женская и мужская демисезонная одежда была стеганной. Зимой самой распространенной одеждой были овчинные полушубки, шубы и тулупы. Зимние головные уборы у женщин - пуховые и шерстяные платки и шали. Летом – платки (катетки) из разных тканей. Замужние женщины на косу одевали «повязки» (чепчики, чехлики). Мужчины носили папахи из мерлушки (из шкурок грубошерстных овец до 2 недель возраста), шапки-ушанки из овчины, летом – фуражки. Наиболее распространенными и популярными тканями были: ситец, сатин, выбойка, сукно. Состоятельные казаки могли позволить себе праздничную одежду из шелка. В отдельных поселках была распространена одежда из домотканого холста. Для оренбургских казаков был характерен вид обуви – лапти. В большинстве поселков лапти носили пожилые женщины. Повседневной и рабочей обувью женщин были «коты», «ичиги», кожаные туфли без каблуков. Праздничной обувью – покупные ботинки или полусапожки на каблуке со шнуровкой (гусарики, венгерки). Мужчины носили хромовые или яловые сапоги, в начале XX века к ним добавляются ботинки. Зимой и женщины, и мужчины ходили в валенках (валенки, чесанки, пимы). Изготовлением кожаной обуви – сапог, ботинок – занимались мастера часто из иногородних жителей (п. Амурский). Часть обуви покупали на ярмарках и городах.
Что касается традиционных праздников и обрядов, то в целом они соответствуют традиционному русскому крестьянскому календарю. На некоторые православные праздники наложила отпечаток сословно-этнографическая специфика казачества, что выражалось в военизированном характере праздников: ношение формы, салютование (стрельба из огнестрельного оружия), военно-спортивных играх, в особом почитании покровителей воинов – Святого Георгия – Победоносца и Святого Михаила – архистратега. Наиболее популярными в поселках были престольные праздники (день освещения местной церкви).

Источник: Рыбалко А.А. История и быт казаков Новолинейного района (этнографический очерк).  В сборнике: "Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия". - Челябинск, 1995. С. 117-134.